Дата солидная и говорящая о том, что сия структура работает эффективно и приносит свои плоды. И о том, что школьники Осетии, и таких немало, среди прочих наук выбирают математику, - основу основ программирования и модного, и востребованного сейчас IT- направления.

Мои собеседники – директор ВЦНМО, кандидат педагогических наук Вера Абатурова и наставник программирования Мария Макаренко. Мы встретились в вечернее время, тем не менее в Центре шли интенсивные занятия, все были заняты делом, причем каждый решал свои задачи самостоятельно, что свидетельствовало о правильной организации процесса: ребенок должен думать, искать пути решения, выдавать результат, понимая, что это надо в первую очередь ему, а не учителю.

- Вера Сергеевна, что послужило триггером для создания центра? Какая идея была заложена в этот процесс?

- Науке нужны молодые кадры, обновление. Чтобы оно состоялось, должны быть образовательные организации, с которыми можно было бы сотрудничать. Южный математический институт ВНЦ РАН, который стал учредителем ВЦНМО, и ранее проводил лекции для учащихся, но не было системы и нужного формата. Тогда решили создать что-то наподобие школы воскресного дня, но требовались определенные юридические процедуры, чтобы образовательная деятельность осуществлялась на законных основаниях. По предложению директора ЮМИ ВНЦ РАН Анатолия Кусраева, такая форма была найдена. Была создана автономная некоммерческая организация для работы со школьниками, разработан Устав, и мы начали действовать. Набрали старшеклассников и стали их готовить для участия в олимпиадах по математике. Можно сказать, что это было углубленное изучение математики, которое, по сути, решало две задачи: велась работа со школьниками и с учителями. Повторю, этим ЮМИ занимался и раньше, но нужна была постоянная форма, организация, чем и стал Центр. Сегодня мы несколько изменили вектор приложения сил: во-первых, добавилась информатика, во-вторых, помимо олимпиадных математики и информатики, мы занимаемся подготовкой к ЕГЭ и ОГЭ.

- Кто пришел? И зачем? Это самостоятельное решение или желание родителей?

 - Поначалу пришли те ребята, учащиеся старших классов, которые побывали в Летней математической школе при ЮМИ. Им было интересно, они хотели попасть в среду единомышленников. Как-то сразу было решено, что самой главной ценностью Центра, его достоянием будет свободное общение, в результате которого приобретаются новые знания, развиваются способности, которые ранее не столь проявлялись. А еще атмосфера доброжелательности. Самое главное его богатство – выпускники, которые поступают в лучшие вузы страны, востребованы в обществе, добиваются поставленных целей. Это своего рода экспериментальная площадка ЮМИ. Здесь собраны люди, которые хотят работать с детьми, умеют это делать, умеют давать результаты. Самое распространенное мнение, что результат – победа в конкурсах и олимпиадах. Но есть и другое видение: результат – это процесс. Вот я, скорее, за второе.

- Мария Дмитриевна, Вы известный в республике педагог по программированию. Наверное, Вам самое место быть на этой экспериментальной площадке?

- Да, я раньше участвовала в Летних школах, но в Центре не работала. Появилась техника, и я пришла преподавать. Сейчас у меня три группы: базовая информатика, олимпиадное программирование, подготовка к ЕГЭ. Возраст условный: все справляются по-разному. Самый лучший вариант: ребенку нравится математика, и он хочет выйти за рамки программы. Бывает, приходят и по желанию родителей или по рекомендации школьных педагогов. Первый месяц – смотрим друг на друга, а потом срастается или нет. Непросто, скажу вам: нужно работать самому, нужно думать, не все к этому способны. Просто прийти и посидеть не получится. Я же обязательно задам вопрос: «А что ты сегодня сделал?» И дело не в домашних заданиях. Вот ребенок пришел, тихо два часа просидел, уходит, говорит «до свидания». А я вопрос. И тут возникает пауза. Своим вопросом я пытаюсь его заставить подумать, а зачем ты здесь провел столько времени? Он не задавал вопросы, не общался по теме с товарищем… Зачастую они друг другу объясняют лучше, чем мы им. И задания сами себе выбирают. Вот это правильно. Мотивированные ребята лучше нас знают, что им надо, когда будет олимпиада, какие там будут задания. А сюда он приходит для консультации со мной и для общения с ребятами из группы, чтобы вместе «сложить головы» и к чему-то прийти сообща. Но для такой продуктивной самостоятельной работы надо перестроиться, уйти от привычной схемы урока. Конечно, на первых занятиях я ребенка направляю, подсказываю, хвалю. Бывает, и ругаю.

- Вера Сергеевна, Вы тоже придерживаетесь такого принципа?

- Да, работа самостоятельная, но под чутким руководством. Вот уже второй год мы со своими учениками занимаемся по олимпиадной программе специализированной школы Москвы. Там система листков. Выдается лист с заданием. Каждый решает задачу, они сложнее школьного уровня, а потом мы разбираемся один на один. Мозг каждого ребенка уникален, и одну и ту же задачу дети решают по-разному. Учу их полагаться на себя, а не на подсказку. Не факт, что она лучше твоего хода мыслей. Если у тебя есть математическое мышление, ты решишь, нет – не решишь.

- А что такое математическое мышление? Что кроется под этой устойчивой фразой?

- К примеру, тебе дали задачу. Ничего не понятно, но ты пытаешься ее разложить на более простую историю, установить логические связи. Конечно, ребенок знает базовые школьные вещи, формулы, но для решения нестандартной задачи этого мало. Ее надо раскрутить на простые, понятные составляющие, и она раскрывается. Вот, кто может так или стремится этому научиться, те и остаются. Для понимания своего уровня и своих возможностей необходимы олимпиадные «точки» вне школы. И это должны быть сложные истории, которые наглядно покажут, как ты развил свое мышление.

- Как, на Ваш взгляд, обстоит ситуация с математическим образованием в республике?

- Считаю, что сейчас создаются хорошие условия для тех ребят, которые могут и хотят учиться. Много делается и для массового образования, и для условной «верхушки». Создание Центра «Вершина» - это выход в «Сириус», который, в свою очередь, является выходом в российское пространство. Создан такой своеобразный лифт. Массовое образование – это педагогические кадры. Сейчас педагогам предлагается выйти из зоны комфорта и попробовать себя на различных конкурсах российского уровня. И это способствует повышению и знаний, и самооценки. Тот, кто хочет, точно не потеряется. И учитель, и ученик.

- Конечно, необходимо сказать о результатах ВЦНМО. Чем вы гордитесь?

- Это поступление наших выпускников в вуз мечты. Для каждого ребенка он свой. И если все сбывается, то замечательно. Гордимся победами наших учеников в математических конкурсах и турнирах, в том числе и международного уровня. А их немало. А еще мы гордимся своим профессиональным и дружным коллективом.

- Хотелось бы узнать Ваше отношение к ЕГЭ.

- ЕГЭ дает единые требования. У тебя есть банк заданий, единый на всю страну. И ты либо решаешь, либо не решаешь. А учитель в школе, какой бы он замечательный ни был, говорю об устных экзаменах, составит вопросы так, как он это понимает. Если бы не было единых требований, то очень много людей из провинции просто не поступили бы в ведущие вузы России. Это единый тест на всю страну, и он показывает уровень обучения в регионах. Я – за ЕГЭ. Но я против ОГЭ. Не надо эту систему спускать на нижний уровень.

- Мария Дмитриевна, а Вы?

- У меня двойное отношение. Да, это инструмент, дающий возможность оценить уровень знаний ученика. Но сам ЕГЭ не люблю. Задачи мне неинтересны.

- Сегодня многие хотят быть программистами. Выросло количество желающих прийти к Вам?

 - Я бы так сказала, когда я начинала преподавать в 90-е годы, у нас был один Центр и огромное количество людей. Сейчас таких центров много. Более того, много бесплатных. И везде есть желающие. Преподаю также в университете, и могу сказать точно - количество желающих поступить на матфак выросло, как вырос и уровень знаний студентов. Выпускники нашего университета работают и успешно по всему миру. А есть ребята и из нашего Центра, которые уже на этом этапе получают крутые приглашения от работодателей. Если человек хочет стать отличным специалистом, то он им станет везде, где угодно. Нужны только желание и усидчивость. И не складывать руки от неудач.

Автор: Тамара Бунтури

Материал опубликован на сайте газеты "Слово" от 13.01.2023г.

 

Возврат к списку